А2. В каком предложении вместо слова КАМЕНИСТЫЙ нужно употребить КАМЕННЫЙ?
1) В Кемеровской области большие залежи КАМЕНИСТОГО угля. 2) На крутых КАМЕНИСТЫХ склонах тающая снеговая вода сбегает вниз. 3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и КАМЕНИСТАЯ. 4) Почва на этом участке КАМЕНИСТАЯ и с трудом поддаётся обработке.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) любимые профессора 2) ярче солнца 3) более восемьсот миллионов 4) поезжайте поездом
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Обнаружив в кометах органические вещества,
1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни. 2) это даёт основания для важных выводов. 3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса. 4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику. 2) М. Горький неоднократно говорил, что труд — основа культуры. 3) Вопреки прогнозам аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на прежнем уровне. 4) Те, кто никогда не был на вершине колокольни Ивана Великого, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы, не имеют представления о Москве.
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1)... (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин. (3)Его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (4)Им был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях у представителей разных отрядов млекопитающих и человека. (5)Выразительные движения рассматривались Ч. Дарвином как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (6)... эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, — результат эволюционного процесса.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Периоду естественнонаучного изучения психики человека предшествовало длительное осмысление особенностей его организма. 2) Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что первичные эмоции сформировались задолго до появления человека. 3) В учении, разработанном Спинозой, анализируется природа и происхождение аффектов. 4) Одной из важнейших черт личности является её устойчивость.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Ведь 2) Напротив, 3) Именно 4) Наоборот,
А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) рассмотрел эмоции (предложение 2) 2) исследования были (предложение 3) 3) Дарвина привели (предложение 6) 4) материал был приведён (предложение 4)
А9. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.
1) сложноподчинённое 2) сложносочинённое 3) простое осложнённое 4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
А10. Укажите верную морфологическую характеристику слова СФОРМИРОВАВШИЕСЯ (предложение 5),
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. ус лужл_вый Б. замш_вый В. выдёрг_вать Г. зачервив_ть
1) А, В 2) Б 3) А, В, Г 4) Б, Г
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)дождавшиеся ужина путешественники легли спать. 2) Работать пришлось в (не)исследованной местности. 3) Пришлось подписать (не)выгодный контракт. 4) Семён Ростиславович казался (не)довольным.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ многие из них легли в основу романсов. 2) (В)ОТЛИЧИЕ от других представителей либерального лагеря, Павел Петрович всегда твёрд в, отстаивании своих принципов, и (ПО)ТОМУ он смело противостоит Базарову. 3) В разные концы планеты попадают керамические изделия из Гжели, ЧТО(БЫ) украшать быт людей, а ТАК(ЖЕ) воспитывать чувство прекрасного. 4) Я рассказал Ивану Петровичу всё, что случилось, и пожелал узнать его мнение (НА)СЧЁТ предопределения, ТАК(КАК) это было очень важно.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Художественная роспись тканей существует примерно с 30-х годов XX века ( ) и за время своего существования она получила широкое признание.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.
1) 1 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Старый сад (1) казалось (2) один освежал эту (3) когда-то (4) оживлённую деревню и был живописен в своём запустении.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту. 2) Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно. 3) Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи. 4) Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
М.В. Ломоносова называют первым русским академиком: он проявил особую широту интересов в занятиях физикой, химией, геологией, историей России и поэзией.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Более всего П.И. Чайковского вдохновляла поэзия А.С. Пушкина (1) по произведениям (2) которого (3) он создал лучшие свои оперы.
1) 1 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 3
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2, 4 4) 2, 3, 4
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Конспектирование — вторичный жанр научного стиля, который представляет собой письменную фиксацию основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. 2) Орден Святого Андрея Первозванного, который выдавался только в редких, исключительных случаях, был учреждён Петром I в 1698 году. 3) Монголия — самое большое по территории государство мира, которое не имеет выхода к морю. 4) Скептик — это тот человек, который не верит в бесплатный энтузиазм.
А27. Прочитайте текст.
Археологи находят в славянских землях много кладов. Ценность клада состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них попадаются настоящие шедевры). Но самым ценным для археологов является представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Археологи находят много кладов, ценность которых определяется прежде всего качеством ювелирных изделий. 2) Самым ценным для археологов является не количество найденных ювелирных изделий, а их качество. 3) Для археологов найденные в славянских землях ювелирные изделия важны прежде всего тем, что они дают представление о жизни и быте древних славян. 4) Среди найденных в славянских землях ювелирных изделий попадаются настоящие шедевры, и археологи уделяют большое внимание их изучению.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
(1)Мы говорим иногда о людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.
(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.
(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.
(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?
(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.
(По В. Солоухину*) *Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) — поэт, прозаик, публицист.
1) Человечество ограничено в своём представлении о мире. 2) Современный человек не может прочитать все существующие сегодня книги. 3) Нельзя смешивать точные знания, которыми обладает человек, с его представлениями о внешнем мире, 4) Человек, обладающий большими конкретными знаниями, не может быть ограниченным человеком.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 1—4 представлено рассуждение. 2) В предложениях 24—25 представлено повествование. 3) Предложение 15 является выводом, обобщающим ряд примеров, содержащихся в предложениях 13—14. 4) В предложении 5 содержится элемент описания.
А30. В каком предложении использованы антонимы?
1) 14 2) 9 3) 3 4) 18
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами. Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
В1. Определите способ образования слова САМОНАДЕЯННО (предложение 10).
В2. Из предложений 1—2 выпишите все местоимения.
В3. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 14—20 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого простого предложения.
В5. Среди предложений 2—12 найдите предложения с обособленным согласованным определением. Напишите номера всех этих предложений.
В6. Среди предложений 13—18 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого сложного предложения.
В7. Среди предложений 13—20 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи союза. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как _____ (предложения 2, 11), _____ (например, в предложениях 13, 22). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний каждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как ______ ("«капсуле» всего человечества" в предложении 13) и _______ («загадочным» миром в предложении 8).
Список терминов:
1) сравнительный оборот 2) парцелляция 3) ряды однородных членов 4) ирония 5) метафора 6) индивидуально-авторские слова 7) вопросительные предложения 8) диалектизм 9) эпитет
C1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.