А2. В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить
1) ИСКУСНЫЙ интеллект имеет свои преимущества. 2) В левом нижнем углу картины художник сделал удивительно ИСКУСНЫЙ и твёрдый росчерк. 3) Слушателей поразило ИСКУСНОЕ исполнение романса начинающим певцом. 4) ИСКУСНЫЕ кружевницы. Вологодчины издавна славились своим мастерством.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пять килограммов риса 2) ляжьте 3) свыше семисот пятидесяти тысяч 4) дальние деревни
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Употребляя деепричастие,
1) должна учитываться структура предложения. 2) важна грамматическая структура предложения. 3) нужно учитывать структуру предложения. 4) часто не учитывается структура предложения.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Кругом расстилались луга, благоухающие ароматами цветов и трав. 2) Всё, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминают о нём. 3) Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади. 4) Развитие нашей промышленности долгое время шло по линии укрупнения предприятий.
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1)... (2)В первую очередь к ним относится сама морская вода, запасы которой сегодня поистине колоссальны и составляют 96,5% всего объёма гидросферы. (3)Морская вода — это своеобразная «живая руда», содержащая семьдесят пять химических элементов. (4)Так, ещё древние египтяне и китайцы научились извлекать из неё соль, которую и теперь получают в больших количествах. (5)Интересно то, что соляные промыслы на китайском побережье существуют уже более пяти тысяч лет и занимают территорию свыше четырёхсот тысяч гектаров, а годовая добыча соли здесь достигает двадцати миллионов тонн. (6)... морская вода служит также важным источником получения магния, брома, йода и других химических элементов.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Большинство промысловых рыб и животных в Мировом океане нуждается в охране. 2) Океан представляет собой огромную кладовую природных ресурсов. 3) Учёным удалось разгадать тайну Мирового океана. 4) Главное богатство глубоководного ложа Океана — залежи железа и марганца.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Вопреки этому 2) Кроме того, 3) Наоборот, 4) Поэтому
А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) соль получают (предложение 4) 2) египтяне научились (предложение 4) 3) интересно то (предложение 5) 4) вода служит (предложение 6)
А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями 2) сложное с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями 3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТАКЖЕ, из шестого (6) предложения текста.
1) союз 2) частица 3) местоимение 4) наречие
А11. Укажите значение слова ПОЛУЧАЮТ в предложении 4.
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Некоторые картины художника Саврасова были небольшого размера: написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.
1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 2, 3
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. вышаг_вать Б. насмешл_вый В. фасол_вый Г. выдерж_вать
1) Б, В, Г 2) А, Б, Г 3) А, В, Г 4) Б, В
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Надо было (не)спеша ехать дальше. 2) С середины XIX века русские ученые (не)раз организовывали экспедиции на вулканы Камчатки. 3) (Не)понятное поведение героя объяснено автором в последней главе. 4) (Не)всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.
А18. В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, (ЗА)ТО часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма. 2) Работу свою Сергеев знал и любил её (ЗА)ТО, что она ему давалась, (ПО)ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером. 3) (ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека — по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему? 4) Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо — и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде ( ) и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.
1) 1 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Поздней осенью или зимой на улицах городов (1) как известно появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (3) видимо (4) за этот крик и получили птицы своё имя — свиристели, ведь глагол «свиристеть» означал «резко свистеть, кричать».
1) 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 1, 2, 3, 4
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений. 2) Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости. 3) Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса. 4) Дела да случаи совсем замучили.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму (1) сюжет (2) которой (3) был достаточно неопределённым.
1) 1 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 3
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?