А2. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ?
1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИКИЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы. 2) Имена ВЕЛИКИХ российских полководцев известны всем. 3) И вот наступил ВЕЛИКИЙ час расплаты за содеянное зло. 4) Человек не устаёт поражаться ВЕЛИКОМУ разнообразию флоры и фауны. -
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара носков 2) тремястами дисками 3) лягте на спину 4) более честнее
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства,
1) Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных. 2) огромная территория перешла под власть Московского княжества. 3) перед Иваном Грозным встала задача расположить к себе новых подданных. 4) власть Московского княжества распространилась на огромную территорию.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря. 2) Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражались величине старинных усадебных деревьев. 3) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 4) Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.
Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.
(1)... (2)Они живут всюду, где есть источники пищи и энергии: в стратосфере, в океанских глубинах, песках пустынь и антарктических льдах. (3)Устойчивостью микроорганизмов к физическим воздействиям можно было бы только восхищаться, если бы среди них не встречались патогенные, то есть вызывающие инфекционные заболевания человека, животных и растений. (4)Для борьбы с болезнетворными бактериями и вирусами обычно применяют высокие температуры, дезинфицирующие химические средства и ультрафиолет. (5)В качестве источника ультрафиолетового излучения можно использовать лазер. (6)... импульсный лазер обеспечивает пиковую мощность около 300 кВт, которой достаточно для уничтожения 90% бактериальных клеток на площади примерно в 1 гектар как на поверхности почвы, так и в приземном слое воздуха.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Устойчивость микроба к воздействиям разного рода удивляет. 2) Микроорганизмы — самые вездесущие природные создания. 3) По соотношению и интенсивности линий водорода и серы в спектре рассеянного света можно определить вирус гриппа. 4) Устройства лазерного зондирования атмосферы помогают исследовать окружающую среду.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) Например, 2) Вопреки этому 3) Хотя 4) Наоборот,
А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) можно было бы (предложение 3) 2) применяют температуры (предложение 4) 3) можно использовать лазер (предложение 5) 4) достаточно (предложение 6)
А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
А11. Укажите значение слова ВЫСОКИЕ в предложении 4.
1) происходящие на большой высоте 2) очень важные 3) превышающие средний уровень 4) комфортные
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девушка в белоснежном платье с плетё(3)ой корзиной в руках.
1) 1 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 2
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. неуживч_вый Б. перекле_вать В. государ_вый Г. спрыг_вать
1) А, Б, Г 2) А, В, Г 3) А, Б, В 4) В, Г
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) (Не)прекращавшаяся в течение трёх суток пурга замела сторожку снегом. 2) После ремонта комната ещё (не)приведена в порядок. 3) (Не)помня зла, за благо воздадим. 4) (Не)обычная обстановка мешала сосредоточиться.
А18. В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (ОТ)ЧЕГО вы хотели отказаться? От права выбора или от ответственности за исход экспедиции? (ПО)ЧЕМУ вы так малодушны? 2) (НА)КОНЕЦ взошёл месяц, и эта ночь была ТАК(ЖЕ) великолепна, как та, которую Алексей запомнил навсегда. 3) Мне стало стыдно за свои слова, а ТАК(ЖЕ) ЗА(ТО), что я не оправдал надежд, которые возлагались на меня. 4) Главными для художников-импрессионистов стали свет, постоянно меняющийся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздух, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Крупный дождь полился ручьями ( ) и один за другим раскатились удары грома. .
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.
1) 1, 2, 4 2) 2, 4 3) 3 4) 1, 4
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Наиболее полно (1) по мнению критиков (2) гончаровская норма жизни раскрылась (3) конечно (4) в тех главах романа «Обломов», где описывается жизнь главного героя в домике Пшеницыной на Выборгской стороне.
1) 1, 2 2) 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении. 2) Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении. 3) Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца. 4) И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
После Семилетней войны особая воинская комиссия подготовила заключение: России нужна армия не многочисленная, а небольшая, но дисциплинированная, прекрасно обученная, в избытке обеспеченная оружием и обмундированием.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени.
1) 1, 3 2) 2 3) 1, 2, 4 4) 4
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.